«Сегодня продавать фибробетон невероятно трудно, а должно быть легко», - говорит Майкл Плей. Сегодня он работает директором по маркетингу в компании Commercial Metals, производящей стальные волокна для фибробетона, и поэтому иногда люди склонны видеть в нем, в первую очередь продавца, а не специалиста по дорожным покрытиям и такому материалу, как фибробетон. Однако Плей долгое время занимался изучением и популяризацией фибробетона в Институте железобетонных изделий г. Шаумбурга (штат Иллинойс) – национального лидера по использованию таких покрытий.
«Я всегда предлагал людям проехаться по дорогам Чикаго и увидеть все самим», - рассказывает Плей.
Дороги в Техасе и Иллинойсе являются, наверное, лучшей рекламой фибробетона, а также служат площадкой для изучения его преимуществ и недостатков.
Дорожные покрытия из фибробетона более ровные и долговечные по сравнению с традиционными, бетонными. Армирование стальными профилями обеспечивает надежное сцепление покрытия даже при образовании и развитии микротрещин из-за смещения основания, температурных факторов (замораживание-оттаивание) и других негативных воздействий. Такие микротрещины исключают необходимость создания пропиленных швов (как в традиционном бетоне), делая такое дорожное покрытие более ровным и гладким.
Фибробетон не получил широкого распространения из-за высоких начальных капиталовложений, а также недостатка объективной информации у руководителей транспортных департаментов, инженеров и подрядчиков о характеристиках и свойствах данного покрытия, хотя оно и используется с 20-х годов прошлого века.
Использование фибробетона позволяет не только получить более ровные дорожные покрытия, но и существенно продлить срок их службы (до 30-40 лет). Дорожные одежды, в которых используется фибробетон, реже требуют ремонта и перекладки, что позволяет экономить значительные средства и окупить начальные вложения. При укладке таких покрытий не требуется специального оборудования, а Институтом железобетонных покрытий – лидером среди исследовательских учреждений штатов Иллинойс и Техас – проведены все необходимые испытания и составлена методика расчетов.
В штате Иллинойс фибробетон используется с 50-х годов двадцатого века; одним из наиболее удачных и показательных примеров его применения служит реализованный проект стоимостью 1 млн. долларов по реконструкции автодороги Dan Ryan Expressway на магистрали I-90/94.
Исследования Университета Иллинойса дали толчок к более широкому использованию этого материала на крупных дорогах в районе г. Чикаго и г. Ист-Сент-Луис.
Раньше покрытия многих из этих дорог изнашивались и разрушались, не прослужив и расчетного срока в 20 лет. Позднее исследователи обнаружили, что недостаточное использование армирования существенно снижает срок службы дорожных покрытий. Например, в 70-х годах прошлого – во время стремительного роста цен на сталь – были построены несколько дорог с использование армированного бетона. Однако подрядчики, пытаясь сэкономить, снижали содержание стальной арматуры в бетоне ниже рекомендованного значения (0,6% стали в бетоне толщиной 18 см). Сегодня этот параметр установлен на уровне 0,8%.
Со временем инженеры научились избегать таких ошибок. Например, исследование, проведенное в Техасе, показало, что бетон, укладываемый при температуре окружающего воздуха ниже 80 градусов по Фаренгейту, более прочен и меньше подвержен разрушению, поэтому в настоящее время укладка бетона в жаркие дни сведена к минимуму.